Рождение ребенка - новый этап в отношениях супругов Серьезными проблемами современного общества являются постепенное разрушение института семьи, психическая незрелость поколения, вступающего в брак и рожающего детей.
Постоянное нахождение рядом другого партнера приводит к появлению дополнительного напряжения в психике молодых людей, создавших семью. Однако, если до рождения ребенка супругам приходилось считаться только с мнением, желаниями и потребностями другого партнера и приспосабливаться только к нему/к ней, то рождение малыша вносит в жизнь супругов новый существенный фактор, появляются новые требования к собственному поведению и выстраиванию внутрисемейных взаимоотношений.
В свете новых обстоятельств, появляющихся с рождением ребенка, внутреннее напряжение увеличивается многократно. При этом родительские обязанности никто не отменяет, и новоиспеченные родители встречаются со своим незнанием о том, как преодолевать напряжение и тревогу, как правильно воспитывать ребенка. Несмотря на огромное количество психологической информации, очень мало качественной о вопросах воспитания ребенка, и молодые родители не обладают критериями для ее отбора.
На родительских консультациях мне часто приходится встречаться с тем, что родители, будучи психически незрелыми, идут по пути наименьшего сопротивления. Они стараются изучать вопросы воспитания, оставляя в стороне знания о процессах психического развития. В отношениях с ребенком родители сводят к минимуму включенность в его эмоциональную жизнь, так как им сложно выдерживать резонанс собственных чувств, возникающих в момент взаимодействия с малышом. Всё более возрастающая инфантильность будущих родителей приводит их психику к регрессу при рождении собственного ребенка.
Возможно, это является одним из факторов, создающих основную тенденцию современного общества, связанную с размыванием и стиранием психических границ. Стирание границ в отношениях, исчезновение общепринятых понятий «норма и патология», «дозволенное и недозволенное» предъявляют более высокие требования к личностной зрелости родителей и других людей, участвующих в жизни ребенка. В вопросах воспитания современные молодые родители стараются сделать так, чтобы ребенок создавал им меньше проблем, был более послушным. Надо отметить, что это не самый лучший путь развития событий, как для ребенка, так и для родителей.
Если говорить о воспитании, можно выделить два основных пути, которые выбирают современные родители:
1) с рождением ребенка стараться минимизировать эмоциональную нагрузку на себя, больше занимать его просмотром мультфильмов или просто отвлечением на гаджеты, а когда малыш станет постарше, записать его в невообразимое количество разных спортивных секций, либо развивающих детских клубов и переложить вопросы воспитания на «плечи» других людей;
2) с рождением ребенка быть максимально эмоционально включенными в отношения с малышом, играть с ним в обычные игры с помощью игрушек, общаться, создавая условия для постепенного обогащения психики ребенка знаниями и смыслами, максимально исключив из жизни ребенка гаджеты и мультфильмы.
Хочу обратить ваше внимание на то, что я не отделяю вопросы воспитания от вопросов психического развития детей. Эти два вопроса идут «плечом к плечу» друг с другом, и для того чтобы воспитание детей приносило качественные плоды, надо помнить, что психическое развитие ребенка и его воспитание неразделимы.
Говоря о максимальной эмоциональной включенности в жизнь ребенка, необходимо прояснить, что для того чтобы это было качественно, родителям важно уметь понимать свои чувства, чувства других, понимать причинно-следственную связь между своими чувствами, которые вызываются действиями ребенка, и своей реакцией по отношению к малышу в ответ на возникновение этих чувств. Важно, чтобы родители умели объяснить ребенку, что он чувствует во время ситуации или события, вызывающего у него эмоциональный всплеск, а не отстранялись от его эмоциональных переживаний.
Основная задача детского психолога-психоаналитика, сопровождающего материнство и отцовство, – помочь каждому родителю научиться понимать язык своего ребенка, получить знания об основных процессах его психического развития (ощущениях, восприятиях, представлениях, мышлении, воображении и т.д.) в каждом возрастном периоде и их неотделимой взаимосвязи с процессами воспитания ребенка. Другими словами, помочь родителям не навредить своим воспитанием нормальному психическому развитию ребенка.